Мифы о фрилансе (исповедь одного фрилансера)



ИА-СТУДИЯ

Наша студия занимается веб-дизайном, разработкой сайтов и мобильных приложений, 3D анимацией, 3D интерактивными макетами зданий и территорий, SEO-продвижением и аудитом сайтов, ведением интернет ресурсов, наполнением ваших проектов полностью уникальным контентом и многим другим в сфере веб разработок.

Не можете выбрать хостинг для вашего сайта?

Хостинг "Beget" всегда к вашим услугам!

Blog Image

Так ли легко работать на себя?


О фрилансе не говорит разве что ленивый. Привлекательные условия и сказки о прибыли и никакого прессинга, ах! Пишем заявления по собственному и уходим на вольные хлеба? А сможете ли?

Миф 1. Свободный график и куча времени

Работа на дому часто представляется в некой романтической дымке, мол, просыпаешься когда тебе хочется, не спеша завтракаешь, ближе к обеду садишься за работу и как надоест - можно прерваться на какие-нибудь игрушки. Безусловно, фрилансер так может делать, но очень скоро окажется, что ему нечего будет завтракать, а играть без электроэнергии можно разве что в шахматы.

На деле работать дома сложнее, чем в офисе. Да, не нужно тратить время на дорогу до рабочего места, но это не дает вам права поспать подольше. Вам нужно приступить к работе тогда, когда ваши заказчики приходят на свою работу, это обычно часам к 9-ти утра. Вы будете обсуждать ваши с ними дела в их рабочее время, а не тогда, когда вам захочется. Исключение составляет сотрудничество с людьми, не ограниченными офисными графиками, и капитан Очевидность намекает, что это является большой редкостью.

В компаниях трудолюбивые менеджеры по продажам и работе с клиентами найдут вам заказчиков и всё что вам нужно - выполнять заказ. Дома вы это будете делать самостоятельно: искать, договариваться, обсуждать, выполнять и исправлять. К 8-ми часам офисного времени для исполнения заказа прибавляйте 4 часа на менеджерские обязанности.

Добавьте час работы чтобы выполнить все поставленные на день задачи, потому что вас будут отвлекать звонки и мессенджеры.

Посчитаем: 13 часов дома против 8-ми в офисе.

У автора: Мой рабочий день начинается с подъема в 8 или 9 утра. Час отводится на завтрак и умывание. Часам к 10-ти все офисные работники уже должны попить кофе, почитать новости и можно начинать работу. Получаем почту, отвечаем, и, между тем, читаем новости. До 11-ти нужно решить все организационные моменты и поставить себе задачи. С 11-ти до 21-00 рисую, вставая из-за компа лишь на обед и чай. Перед сном ужин, физ. упражнения и немножко игр или книжка. Спать нужно лечь до часу ночи, иначе утром будет не встать. Но бывает так, что вдохновение не дает уснуть и приходится рисовать по ночам, это придает глазам неповторимый красноватый оттенок "#df0909 Выходных по факту нет, но суббота и воскресенье - единственные дни, когда можно прерваться на кафе\прогулку\гости, если нужно; когда таких планов нет, работаем в обычном режиме, ну может не до 9-ти, а до 6-ти. Отпуск, конечно, за свой счет и только по накопительной системе: накопила, значит отпуск будет, а про больничный и так понятно.

Почему удобно: Если в какой-то день всё очень плохо и заранее известно, что ничего хорошего я точно не нарисую, можно вообще ничего не делать, а заняться домашними делами. Или, если нужно, можно одновременно с работой варить суп Чтобы уехать на пару-тройку дней не нужно отпрашиваться.

Миф 2. Ванны с баблом

Да, за проект вы получите всю его стоимость, без вычета для менеджеров, бухгалтеров и аренды офиса. Но как часто это будет происходить? 50 тысяч раз в три месяца - это меньше, чем 25 каждый. Вам придется тратить на проект больше времени, чем на него же в офисе, потому что вы никогда не сможете учесть всех мелочей, которыми занимаются в компаниях другие люди: утверждать, переделывать и бесконечно корректировать. Вместо месяца на проект смело отводите три и никакой гарантии, что в итоге вы вообще что-то получите.

"А это потому что надо составлять договор! " - подумаете вы с возросшим ЧСВЧувство Собственной Важности, а я вам отвечу: ну да, договор, а при его не исполнении вы прямо серьезно решитесь на судебные тяжбы? Слабо верится в какие-либо разбирательства, потому что легче "забить".

"А потому что надо брать предоплату" - подначивает ваше ехидство. Оставьте розовые мечты о предоплате. Мало кто готов идти на риски и заказчикам легче поискать тех исполнителей, которые предоплату не берут. И когда вы поймете, что выбор стоит между "рискнуть заработать без предоплаты" и "сидеть вообще без заказа", то будете вынуждены пересмотреть свою точку зрения.

Посчитаем: 30 000 за проект (за два месяца) против 25 000 оклада ежемесячно.

У автора: Совершенно не регулярный доход. Работа ежедневная, круглогодичная занятость, но выплаты раз в 2 месяца. Сразу часть уходит на запланированные покупки и тратится экономно, чтобы не влезать в долги. Иногда отклоняется заказ после его исполнения, потому что заказчик "передумал", время потрачено, прибыли нет. Почему удобно: Вместе с нерегулярностью прибыли я получаю нерегулярность трат. На продукты хватает без ограничений, а на проезд и гардероб тратиться так сильно не требуется. Тут можно оценить по критерию "хватает - не хватает".

Миф 3. Сам себе начальник

И бухгалтер. И продажник. И пиарщик. И юрист. И....

В общем, подчиняться вам придется самым различным людям, вместо того чтобы привыкнуть к указаниям кого-то одного. Это не значит, что нужно терпеть всё. Напротив, если с клиентом не задалось с самого начала, честнее и легче будет прервать заказ, таким образом вы избежите негативного отзыва о своей работе и о себе в частности. Спасенные нервы - отличный результат, но у начальника все равно нашлась бы для вас работа, а себя придется постоянно уговаривать и бороть. Составить задачи и сроки исполнения, распределить время на день, неделю и месяц, планировать и вычислять результативность работы. Начальствовать над собой невероятно тяжело, потому что с таким начальником слишком легко договорится и сделать поблажку. На продуктивную работу способны очень требовательные к себе люди.

Посчитаем: Один начальник против десятка разных и постоянной борьбой с самим собой.

У автора: Хочется просто рисовать и получать за это деньги, но так не бывает. Огромное количество времени уходит на согласования, утверждения, подписания и ожидание. Без утверждения эскиза невозможно продолжить его проработку, без подписания договора невозможно получить вознаграждение, без поиска невозможно получить заказ и прочее. Что касается планирования, то я составляю список работ, которые мне нужно сделать и сроки, когда они должны быть сделаны. Потом я отмечаю когда они-таки были сделаны по факту и приняты.

Следующий план выполнения строится на основе предыдущих сроков. Почему удобно: Договоры всегда разные и условия корректируете вы сами. Кроме того, винить в ошибках вам некого, кроме себя самого, это делает вас критичным к себе и вы приобретаете много прочих умений и навыков.

Миф 4. Интересная работа

Счастливое неведение... Нет, вы не будете делать то что вам нравится и получать за это деньги. Вы будете делать то, что будет хорошо продаваться и далеко не факт, что вам доставить удовольствие это исполнять. Конечно, не стоит даже браться за то, что противоречит вашим убеждениям - все равно получится неважно, но готовьтесь к компромиссам. Вы будете не поняты в своих лучших и творческих намерениях, очень часто заказчикам нужны банальные и скучные вещи, а не креатив из глубин вашего сознания.

Справедливости ради, стоит отметить, что некоторые компании готовы идти на риски и принимать не стандартные работы и новые взгляды на вещи.

Посчитаем: Техничное исполнение банальных вещей против творческого удовлетворения в качестве хобби.

У автора: Больше всего мне нравится рисовать фентезийных персонажей. А это интересно достаточно ограниченному кругу людей и такие работы очень тяжело продать. Одной компании достаточно одной фентезийной серии. А помимо этого, нужны детские работы, тематические, орнаменты, модные сюжеты... Нужно придумать то, чего еще не было и выглядело бы привлекательно. Это не имеет ничего общего с рисованием для себя.

Почему удобно: Рисовать приятно, но это когда хобби. Гораздо интереснее решать задачи и найти компромисс между тем, что требуется заказчику и тем, что хочется рисовать мне. Иногда это дает даже более интересный результат, чем ожидалось. А так же это показывает гибкость моих умений, ну, например, я могу рисовать не только бошки эльфов с ушами, но и всяких монстриков и существ, то есть вообще могу рисовать, а не повторять заученные линии.

Миф 5. Рост профессионализма

Конечно, можно учиться новым и интересным вещам, но чаще бывает так, чо вместо решения поставленной начальством задач, для чего нужно будет что-то почитать и поучить, фрилансер будет отказываться от выполнения по причине недостатка навыков. Легче найти заказы на то, что получается, чем учиться под запрос. Стоит, тем не менее, понимать, что независимо от формы работы, с течением времени умение обязательно вырастет и, как говорится, рука будет "набита".

Посчитаем: Поиск заказов "под уровень" против обучения "под заказ".

У автора: Мне бы стоило выучить наконец нормально и полноценно работу в векторных редакторах, поучиться 3д-моделированию и пойти на курсы академической живописи. Однако, на деле, академ никому не нужен и пейзажи с натюрмортами продать совершенно невозможно при всей фотографичности и грамотности. 3-д модели оправданы в архитектурных целях или гейм-разработках, в качестве иллюстраций это выглядит почти всегда плохо.

Вектор применим в условиях масштабирования и затраты на исполнение не окупаются в итоге. Таким образом, смысла учиться новым редакторам нет, а это значит, что профессиональный рост застаивается. Зато есть рост творческий. Я выделаю несколько часов в неделю, чтобы смотреть обучающие курсы электронной живописи и всегда стараюсь улучшать качество своих работ.

Почему удобно: Не приходится делать работу в той сфере, в которой я абсолютный дилетант. В офисе бы пришлось. Например, в одной гейм-компании вместо рисования персонажей и концептов, мне нужно было делать иконки и карты, а это та сфера, где я совсем ничего не понимаю. За такие иконки было бы стыдно и признаваться в своем авторстве зазорно.

Заключение

Организовать себя сложно даже в офисе под пристальным взглядом начальства, не говоря уж о расслабляющей домашней обстановке. Если с силой воли у вас затруднения, фриланс не для вас. Если вы не умеете себя продать, идите под крыло тех, кто сумеет. Нужна стабильность? В чистом поле придется серьезно для этого потрудиться и рисковать. У вас не будет соц-пакета и вам никогда не дадут кредитов.

Поэтому занимайтесь фрилансом если вам нужно делить рабочее время с чем-то еще (уход за ребенком, домашние дела и постоянные разъезды, поиск офисной работы или если у вас очень много дорогих заказов.

Бытует предубеждение, что фрилансер никогда не вернется в офис. Это не всегда так. Фрилансер вернется в офис, когда ему потребуется карьерный рост, стабильность и защищенность. Он будет в десятки раз ответственнее, адаптивнее и результативнее. Его рабочее время будет отдано проекту, а не социальным сетям. Это человек, привыкший работать, а не получать оклад за свое время. В общем, у фрилансера есть чему поучиться.



Об авторе

Алексей Иванов
Алексей Иванов

Веб-разработчик, веб-дизайнер, руководитель студии веб-дизайна и разработки сайтов "ИА-СТУДИЯ".

Дата: 11 октября, 2020

Добавить комментарий